Задать вопрос

Обратная связь

Ваше сообщение было успешно отправлено




Коллекция Retrotruck – это не стационарный музей, а, скорее, передвижная экспозиция, которая может стать украшением любых мероприятий.

Грузовые эвакуаторы оперативно доставят технику в любую точку страны.

Расширения Joomla 3

ГАЗ-АА

ГАЗ-АА, также известный как "полуторка" - грузовой автомобиль производства Горьковского автомобильного завода.

Название "полуторка" связано с грузоподъемностью автомобиля ГАЗ-АА, составлявшей полторы тонны. ГАЗ-АА представлял собой копию популярного американского грузовика Форд-АА, производившуюся на территории Советского Союза по лицензии, однако впоследствии был не раз модернизирован и переработан, сочетая в своей конструкции заимствования от американского грузовика и оригинальные советские технические решения.

 

Первые экземпляры грузовика ГАЗ-АА сошли с конвейера Горьковского автомобильного завода в январе 1932 года. К концу года производственные мощности позволяли выпускать до 60 грузовиков в сутки. В первый год производства использовались как советские, так и американские комплектующие, однако уже с 1933 года автомобили ГАЗ-АА собирались только из советских деталей. Конструктивные изменения, которым подвергся Форд-АА, прежде чем стать автомобилем ГАЗ-АА касались усиления рулевого механизма, установки масляного фильтра, а также заново спроектированного кузова. Основой автомобиля служило классическое ремное шасси с рессорной подвеской. Не слишком удачная первоначальная конструкция, имеющая детали, подверженные значительному и быстрому износу, снижали длительность межремонтных пробегов "Полуторки".

 

Кроме того, поломкам машины способствовала частая, порой двухкратная перегрузка. Также значительному истиранию были подвержены шины, порой не проходившие и 10 тыс. км, вместо положенных по нормативам 20 тыс. км. Шины для ГАЗ-АА вообще были дефицитом, из-за чего автомобили порой выпускались с двумя задними колесами, вместо четырёх, что снижало грузоподъемность. Использовавшийся на автомобиле механический тормоз был крайне малоэффективен, из-за чего водители зачастую им не пользовались вовсе, используя для торможения переключение передач вниз. Однако преимуществами автомобиля ГАЗ-АА были неприхотливость к топливу (ГАЗ-АА способен был ездить на самых низкооктановых сортах, а летом даже на керосине) и массовость автомобиля, которая значительно облегчала снабжение запчастями и обучение водителей ремонту автомобиля.

 

Под капотом располагался рядный четырехцилиндровый двигатель объемом 3,3 литра (3285 см3), развивавший 42 л.с. Главным положительным качеством этого мотора являлось то, что он с легкостью мог потреблять дешевый низкооктановый бензин (А-52). Система питания двигателя состояла из карбюратора и топливного бака. Кстати, на ГАЗ-АА отсутствовал бензонасос. Бак размещался выше карбюратора, и бензин поступал в него самотеком. В качестве трансмиссии применялось сухое однодисковое сцепление и четырехступенчатая коробка передач. В 1938 году на грузовик был установлен новый двигатель мощностью 50 л. с., однако бензонасос по-прежнему не применялся. Подверглись изменению и другие узлы: рулевой механизм, крепление задних рессор, например. В остальном грузовик оставался прежним. Эта машина получила обозначение ГАЗ-ММ. Представленный в музее Retrotruck автомобиль – до 1938 года выпуска, модели АА.

 

 

Задняя стенка кабины – пожалуй, самая дефицитная деталь во всей машине. В основном до наших дней доходят или послевоенные, или самодельные задние стенки. Но даже оригинальнее сохраняются очень плохо. Однако снабженцам Retrotruck'а удалось найти оригинальную довоенную кабину в хорошем состоянии! Именно она была взята за основу при реставрации.

 

Полуторка – достаточно лёгкий автомобиль, весит всего полторы тонны. Благодаря такому качеству эти грузовики были основными на дороге по льду через Ладожское озеро. ЗИС-5 весил практически в два раза больше и мог использоваться только на самом толстом льду.

 

Конструкцию грузовиков Горьковского автозавода с началом Великой Отечественной войны пришлось предельно упростить, что диктовалось нехваткой металла и стремлением ускорить производство. Вместо штампованных крыльев сложной конфигурации ставили сварные, простой Г-образной формы. Передний бампер и правая фара отсутствовали. Тормоза устанавливались только на задние колеса. У кузова открывался только задний борт. На полуторках, выпускавшихся в 1942 году, вместо стальной кабины ставили упрощенную, с брезентовыми верхом и пологами вместо дверей, 1943 года стали устанавливать деревянную закрытую кабину.

 

Горьковские полуторки составляли более половины автопарка Красной Армии. К началу войны это были уже устаревшие модели, но их несомненным преимуществом была простота конструкции и неприхотливость к качеству топлива. По некоторым данным на 20.06.1941 г. в армейском строю находилось 151 100 грузовиков. Главной их задачей была перевозка войск. Специальных кузовов, как у современных армейских грузовиков, тогда еще не было. Для перевозки бойцов обычные грузовые платформы оборудовались съемными поперечными скамейками. На ГАЗ-АА ставили четыре таких скамейки, на которых размещались 16 человек. При необходимости грузовик мог перевозить и орудие: в кузове ГАЗ-АА размещалась полковая пушка с передком и расчетом.

 

В настоящее время существует не так уж много экземпляров ГАЗ-АА в хорошем состоянии и на ходу, одним из них является наш автомобиль. Полуторка регулярно выезжает на мероприятия, посвященные Дню Победы, на реконструкции, снимается в кино. Представленный кадр – со съемок фильма «Чкалов».

 

Грузовик снимался во многих фильмах: «Военная разведка», «Чкалов», «Отрыв», «Харбин» и во многих других.

RetroTruck

© 2024 RetroTruck. Все права защищены.
Joomla! - бесплатное программное обеспечение, распространяемое по лицензии GNU General Public License.