Dodge WF-32
Во многом схожий с Ford G8T, Dodge WF32, тоже поставлявшийся в 1942–1943 годах по Ленд-Лизу, встречался у нас значительно реже.
Доджи остались в нашей стране и после войны, грузовая техника тогда была крайне необходима. Грузовики эти хорошо себя зарекомендовали во время войны, это были надежные, неприхотливые машины, многие из них проработали вплоть до 60-х годов. На, к сожалению, на сегодняшний день таких автомобилей почти не сохранилось, поэтому мастерская Retrotruck посчитала необходимым возродить такой грузовик.
Созданный еще в 1939 году грузовой Dodge модели WF был на два года старше своего более знаменитого и массового в СССР одноклассника Ford G8T и являлся сугубо коммерческой машиной, но время диктовало свои условия. На начальном этапе войны грузовиков повышенной проходимости не хватало, их массовое производство только начиналось, поэтому союзникам посылали обычные массовые грузовики «коммерческого» образца – колесной формулой 4*2.
Автомобиль с такой же, как «Форд-6» грузоподъемностью (2 т на шоссе и 1,5 – на грунте), но несколько более длинный (6560 мм), более высокий и тяжелый (2980 кг против 2620 у «Форда»), имел аналогичную армейскую грузовую платформу с надставными бортами почти метровой высоты, брезентовым тентом и металлическую двухместную кабину.
Внешне «Додж-WF32» выглядел весьма своеобразно: передок, являвшийся продолжением обтекаемых крыльев, клювообразный капот, как бы водруженный на все это сверху, и фары, высоко и одиноко торчавшие по сторонам, словно перископы, – все это не давало спутать «WF32» ни с кем другим.
Додж, как и Форд-2G8T, «ходил» на узких пятишпильковых колесах типа «Полуторки», однако задний мост представлял собой иную конструкцию с картером типа «банджо». Рычаги управления в кабине почти не отличались от аналогичных на наших машинах, а вот с приборной панелью (как и у всех «американцев») приходилось разбираться. Надписи были сделаны, естественно, на английском, да еще – в других системах мер (термометр, например, был градуирован по шкале Фаренгейта).
Рядный 6–цилиндровый двигатель объемом 3,88 л и мощностью 95 л. с. позволял развивать скорость до 86 км/ч, что для грузовиков той поры являлось очень хорошим показателем. На автомобиле применялись гипоидная главная передача и рулевой механизм типа «червяк и сектор». Конструктивной особенностью переднего моста являлось то, что шкворень, закреплялся не в оси, а, наоборот, в поворотном кулаке, а в вилке оси крепились втулки.
Поставки «WF32», начавшиеся с февраля 1942 г., продолжались до начала 1944 г. В отличие от Фордов, Доджи собирали в Иране на американских автосборочных предприятиях и своим ходом перегоняли в СССР через Джульфу. Всего же, пока с целью большего единообразия не было решено отказаться и от «WF32» в пользу Форд-6, было получено 9600 экземпляров «пучеглазых» Доджей.
При конструктивной схожести «WF32» с «G8T» и недостатки у машин были похожие: от плохих дорог и перегрузок «летели» передние рессоры, полуоси заднего моста, сателлиты (их было всего два), даже гнулись чулки полуосей, от рывков ломались цапфы крестовин карданов, в подшипниках колес появлялись люфты… Словом, общая надежность ходовой части оказалась довольно низкой. Однако, в отличие от Фордовского, нижнеклапанный двигатель Доджа отличался гораздо большей выносливостью и по надежности был признан вторым из всех силовых агрегатов ленд-лизовских грузовиков, уступив только мотору Студебекера.
Неудобствами машины являлись также: утомительная езда в отсутствии поручней в кабине (большая вертикальная качка при мягких сиденьях, но жесткой подвеске); затруднительный доступ к двигателю (для регулировки клапанов нужно было снять правое переднее колесо и брызговик, но даже после этого мешала выхлопная труба); и низко расположенный кронштейн запасного колеса, задевавший за неровности дороги.
Додж, восстановленный в мастерской Retrotruck, снялся уже в нескольких фильмах, один из них – «Крик совы». Но, к сожалению, сцена, в которой снимался Додж, при монтаже фильма в основной вариант не попала.