Задать вопрос

Обратная связь

Ваше сообщение было успешно отправлено




Коллекция Retrotruck – это не стационарный музей, а, скорее, передвижная экспозиция, которая может стать украшением любых мероприятий.

Грузовые эвакуаторы оперативно доставят технику в любую точку страны.

Бесплатные шаблоны Joomla

Редкая находка: оригинальный ЗИС-5 довоенного выпуска

Будем следовать хронологии. Первый настоящий довоенный ЗИС-5 с механическими тормозами, "круглыми" крыльями, родным двигателем и прочими оригинальными довоенными деталями мы привезли из Архангельской области.

Нельзя сказать, что операция по приобретению этого ЗИСа была простой. Но мы были готовы к тому, что это будет несколько сложнее, чем просто подписать рукописный ДКП: выезжая из Санкт-Петербурга мы даже не были до конца уверены в том, существует ли этот ЗИС на данный момент, или уже нет. Человек, выступающий продавцом, на деле не имел к этому ЗИСу никакого отношения и очень боялся не получить оговоренную сумму, поскольку он, в сущности, продавал только место. Фактическим владельцем (что выяснилось уже на месте), являлся рыболовецкий колхоз "Красное знамя", к председателю которого мы и отправились.

Войдя в кабинет председателя, "дети лейтенанта Шмидта" в лоб спросили о том, где же находится колхозный ЗИС-5. На что и получили прямой ответ — председатель хоть и слышал о ЗИСах, но живьем видел только мальчишкой, в 60-е годы. Надо отметить, что это был для нас серьезный удар — неужели мы зря проехали всю дорогу до Белого моря, вдруг это очередная "утка" и не более того? Ситуация прояснилась в магазине — местные завсегдатаи познакомили нас с известным "краеведом" — трактористом Сергеем Ивановичем. Общий язык мы нашли быстро, и уже через несколько минут отправились на поиски ЗИСа — по указанному им направлению.

Таким мы его увидели. Это был он — настоящий ЗИС-5, именно такой, каким он и должен быть. Конечно, деревянная кабина и кузов не сохранились — ничего удивительного, ведь машина простояла более 50 лет!

"Сломан, но не сломлен"! И действительно — на первый взгляд этого ЗИСа и автомобилем-то уже трудно назвать, слишком много деталей утрачено, а те, что остались, сильно повреждены временем. Но если посмотреть на этот артефакт глазами специалиста, реставратора — становится ясен весь его потенциал. Этот ЗИС никто никогда не "колхозил", на нем нет деталей и узлов от других автомобилей, рама не проварена усиливающими накладками, а тормоза, как и положено, "механические".

ЗИСов с оригинальным двигателем до наших дней дошло очень мало. Можно сказать, что это практически уникальный случай — конечно, в музеях есть машины "в сохране", но на всю страну их — не более десятка. Конечно, речь не о восстановленных машинах, а именно сохранившихся с родным довоенным мотором.

На моторном щите сохранилась краска, в которую был окрашен этот ЗИС-5 еще при жизни. На фото отчетливо виден вырез в моторном щите — скорее всего его сделал шофер, который когда-то ездил на этом ЗИСе зимой. Это отверстие нужно для того, чтобы тёплый воздух от двигателя шёл прямо в ноги водителю.

Кабина на этом ЗИСе, скорее всего, в конце 50-х была заменена на новую от автомобиля УралЗИС. Об этом говорит «поздний» кронштейн крепления рулевой колонки, торпеда без воздухозаборного лючка и характерной отбортовки. Это объясняет и то, что рядом мы не нашли характерной металлической обшивки кабины — её просто не было как таковой.

На двигателе чётко видна маркировка месяца и года выпуска – март 1941 года, что подтверждается аналогичной отливкой на коллекторе. Крылья сохранились в приличном состоянии, на автомобиле даже установлены заводские замки капота.

Задний мост с механическим приводом тормозов, карданный вал, тормозные тяги сохранились в очень хорошем состоянии. От кузова остались только продольные балки и одна поперечная — задняя.

Номерной знак, закрепленный на своем штатном месте, выдавался в период с 1946 по 1958 гг. — скорее всего специалисты меня поправят, эти даты довольно условны. Любопытно, что такой же задний фонарь устанавливался на легковой ГАЗ-М1 — обычно до нас доходят уже более поздние фонари ФП-101.

До войны кронштейн запасного колеса устанавливался сзади под рамой, что было крайне не удобно для эксплуатации. С 1943 года на автомобили ЗИС-5В стали устанавливать кронштейны другого типа, они крепились под кузовом с правой стороны. Обратите внимание на буксировочный крюк — это передний крюк ЗИС-5В. Всего их на автомобиле два — один, как и положено, спереди, а второй — сзади.

На автомобиле сохранилась даже заводская защита двигателя. Обычно же такие защиты не сохранялись по двум причинам: во-первых, за время эксплуатации они сильно ржавели и гнили, а во-вторых, если двигатель снимали с машины, то эти щитки обычно на место уже не ставили.

Под крыльями тоже видны остатки краски. Обратите внимание на болт крепления крыла — когда-то между крылом и кронштейном была деревянная прокладка, со временем она истлела и рассыпалась, а болт провалился вниз.

На автомобиле установлена родная резина Я-1 размером 34x7 — очень редкая находка!

К сожалению, переднее левое колесо было снято — это привело к тому, что ступица "ушла" в землю и, следовательно, вмерзла. Пришлось поработать лопатой и домкратом, иначе можно было попросту разорвать раму при буксировке.

К нам на помощь приехал "колхозный" ДТ-75.

 

Особая благодарность виртуозному трактористу рыболовецкого колхоза «Красное знамя» Сергею Ивановичу. Он очень аккуратно вытащил ЗИСа на "большую землю".

По снегу ЗИС тащили волоком — колеса шли юзом, и надежды на то, что они начнут крутиться, не было. Это не мешало его тащить, но усложняло дальнейшую задачу по загрузке его на прицеп. Гусеничный трактор — это единственное действующее транспортное средство, которое могло выполнить поставленную задачу.

На подъездах к деревне мы вздохнули облегченно, и только в этот момент осознали, что же мы приобрели. Председатель, очень удивленный тем, что мы нашли нечто, о чем он даже не подозревал, и еще более тем фактом, что мы хотели заплатить в кассу колхоза деньги за это "нечто" и получить документ на списанный грузовик, все-таки выписал приходный ордер, хотя и не понял зачем нам это все надо. Забегая вперед отметим, что мы благополучно добрались до Санкт-Петербурга, а этот ЗИС восстановлен и занял достойное место в нашей коллекции!

RetroTruck

© 2024 RetroTruck. Все права защищены.
Joomla! - бесплатное программное обеспечение, распространяемое по лицензии GNU General Public License.