Редкая находка: довоенный ЗИС-5 "из Камбоджи"
Ещё одна наша действительно интересная находка — ЗИС-5 1939 года выпуска.
Уникальность этого автомобиля в том, что он дошел до наших дней в очень хорошем "сохране". ЗИСов довоенного выпуска с полностью родной кабиной, "круглыми" крыльями и прочими оригинальными деталями сохранились единицы. Тонкая обшивка кабины обычно не сохраняется — её еще в 60-е 70-е годы активно заменяли обычными листовым железом, деревянный каркас в лучшем случае усиливался множеством инородных уголков, а в худшем — делался заново "а-ля" по мотивам оригинала.
Итак, несколько лет назад нам поступило довольно обычное предложение о приобретении ЗИСа. Частенько ЗИС на деле оказывается Полуторкой ГАЗ-АА/ММ, но чаще всего — сильно переделанным послевоенным УралЗИСом, у которого от оригинала осталась только изуродованная рама. Но дождавшись фото мы поняли, что это явно не тот случай.
На сборы много времени не ушло — зацепив наш 3-х тонный прицеп, на котором мы возим грузовики из Европы, отправились в путь.
По иронии судьбы в том районе мы были лет 8 назад, и тоже с прицепом — пытались купить неплохо сохранившийся ГАЗ-67, который нам (и не нам первым) не продали. Тогда мы не думали о том, что в соседнем населенном пункте скрывается такое сокровище! Кстати, настало время объяснить почему у этой статьи такое странное название. Ответ очень прост — из-за созвучности названия поселка, из которого мы забрали ЗИСа, и известной азиатской страны. Для нас такое название стала практически именем собственным для этого автомобиля.
Надо отметить, что во время погрузки произошел курьезный случай, который мог бы очень плохо закончиться. Дело в том, что ЗИС — машина тяжелая, и при помощи нашей небольшой съемной лебедки загрузить его на прицеп у нас бы вряд ли получилось. Решили заехать "своим ходом" — благо сама машина стояла на пригорке, а прицеп мы отцепили и оставили на самом спуске, немного не доезжая до узкого мостика через ручей. Прицеп поставили на тормоза, сняли борта, установили заезды и… ЗИС покатился с горы! Так и задумывалось — у прицепа стояли два мужика с большими бревнами, которые по команде должны были бросить их под колеса ЗИСа. Но разогналась трехтонка до такой скорости, что легко просто перескочила через бревна, перелетела через прицеп и покатилась дальше! Пришлось Тойотой на понижайке затаскивать ЗИСа обратно в гору и начинать все заново, но уже страхуя грузовик джипом. В общем шоу было еще то!
Кстати, как выяснилось уже позже, наш коллега из Москвы уже видел эту машину, причем довольно давно. Его рассказ об этом приводим ниже:
"Впервые увидел его в 1995-м году на ходу. Стоял он на месте отстоя восстановительного поезда на станции Хвойная, периодически возя шпалы и рельсы, инструмент и прочий инвентарь железнодорожников. Номер у него — да он и на этом фото виден — 7851 ног, причём — всего лишь второй за весь долгий век автомобиля. Первый номер был КО7787, выданный в 1939-м году в несуществующей ещё с очень давних пор Карело-Финской автономной Советской Социалистической Республике. Техпаспорт, который я держал в руках(!) был тогда же и выдан, а на гербе СССР на обложке было 11 республик, а не 15. У автомобиля был довольно бездарно заменён рулевой редуктор и переделаны тормоза, но всё равно — мотор был либо родной, либо аналогичный, сот всеми атрибутами родного. Да, действительно, это — бывший пожарный ЗиС5, рукоятка на кабине свидетельствует именно об этом. Сотрудники того самого восстановительного поезда рассказывали, что в 90-м году, на 45-летие Победы, этот ЗиС своим ходом ездил в Новгород на парад! В 99-м году я снова оказался в Хвойной… Автомобиль был цел, но стоял засыпанный под соснами, база восстановительного поезда опустела. Тогда хотели с другом купить там ГАЗ67, достали его из кучи дров, завели, прогрели и… цена выросла сразу втрое: продавал местный участковый… Даже в морду дать не удалось… Тогда я в качестве сувенира успел забрать с этого ЗиСа воздушный фильтр с горловины маслозаливной трубы. Через некоторое время он исчез, а оказалось — всплыл на почти соседней станции Кабожа! Очень здорово, что автомобиль цел, и, быть может, оживёт в оригинале, если и не в пожарном, то хоть в бортовом комплекте".
Обратно мы ехали уже ночью, народ сильно недоумевал от подобной картины. Хорошо что была не зима — однажды зимой мы также везли полуторку, погруженную задом наперед, в бурную ночную метель. Наш товарищ, который случайно оказался сзади, испытал неподдельный ужас — он догнал нас и был уверен что полуторка летит ему прямо в лоб!
По пути мы остановились у знаменитого монумента, посвященного Дороге жизни. Надо отметить, что слухи о том, что в основе памятника лежит настоящая полуторка… Верны! Судя по всему под слоем штукатурки действительно настоящий автомобиль!
Но не будем отвлекаться — рассмотрим ЗИСа внимательно. Кое-где на кабине видны остатки красной краски — ведь автомобиль изначально был пожарным. Характерные "пожарные" ручки-поручни, установленные на задней части кабины, однозначно указывают на это. Кроме того, у ЗИСа нет родных металлических подножек — это тоже вполне объяснимо, ведь у пожарных автомобилей вместо подножек устанавливались деревянные ящики для пожарного оборудования! Так что ничего странного в этом нет.
Оригинальный щиток приборов не сохранился, рулевое колесо от раннего ГАЗ-51, зато педали и рычаг переключения передач — родные, ЗИСовские! Педаль газа переделана — в оригинале она подвесная, крепится к моторному щиту. Привод стартера тоже не оригинальный — скоро будет понятно почему.
Бак под сидением не сохранился, но сам металлический короб с двумя характерными проштамповками на месте! Каркас кабины полностью оригинальный — дерево судя по всему не менялось ни разу! За свою жизнь мы встречали такое всего несколько раз — и только на пожарных автомобилях.
Характерный "крест" на крыше кабины усилен металлическими полосами — изначально такого не было, но сделано очень культурно и аккуратно!
Сверху крыша обита жестью — это тоже уже переделка, но не столь значительная. А вот козырек — оригинальный, довоенного выпуска! На автомобилях военного и послевоенного выпуска такая деталь уже не применялась.
Даже правая дверная ручка родная — встречается такое очень не часто, да что говорить — это практически невозможно! Такие ручки применялись ГАЗ-АА/ММ и на ЗИСах позднего довоенного выпуска. Ранние ЗИСовские ручки выглядели иначе, они были Т-образной формы и чем-то напоминали ручки от старых окон.
Но самое интересное в этом автомобиле — рама. Дело в том, что пожарные автомобили ПМЗ (Пожарная Машина ЗИС) строились на длиннобазных ЗИСовских шасси ЗИС-11 и ЗИС-12, таких же, как и у нашего автобуса ЗИС-8. Но после того, как автомобиль был переоборудован в бортовой, раму укоротили чтобы поставить стандартный ЗИСовский кардан без подвесного. Это вполне понятно — промежуточный кардан — не самая надежная вещь в условиях бездорожья и больших нагрузок.
Но как именно переделали этого длиннобазного ЗИСа? Ответ на фото — видите отверстие в задней части рамы? Там был установлен задний кронштейн задней рессоры, к которому подвешивается серьга. А два характерный отверстия чуть правее — это отверстия для крепления отбойника задней рессоры. Все это было перенесено вперед — туда, где сейчас и установлено. Соответственно рама была обрезана сзади и внедрен фаркоп с перекладиной от ГАЗона.
Мощный усилитель рамы, характерный для длиннобазных рам, обрезан газом — он мешал переносу переднего кронштейна задней рессоры. То же самое можно увидеть и с другой стороны рамы. Но при этом усилитель родной, его никто не расклепывал. Что особенно ценно — на нем сохранилась оригинальная заводская табличка!
На ЗИСах она всегда крепилась на раме, именно в этом месте — что на длиннобазных, что на стандартных. Эта традиция перешла и на УралЗИСы, вплоть до самого позднего УралЗИС-355М. Конечно же между тонкой табличкой и рамой обязательно попадает вода и грязь. Прослужить такая шильда могла совсем недолго…
Единственное что в этом ЗИСе действительно "подкачало" — так это мотор. Это самый поздний двигатель УралАЗ-353, устанавливающийся на УралЗИС-355М. Поскольку стартер на таких моторах крепится слева по ходу движения, то при установке на ЗИС-5 силового агрегата от поздней уральской "Эмки" 355М возникает проблема с установкой рулевой колонки. Эта проблема решалась всеми по-разному — кто-то ездил без стартера вообще, кто-то переносил рулевое вниз, а кто-то, как в случае этого ЗИСа, наверх — так рулевая колонка не мешает стартеру. Конечно, это "лютый колхоз", переделки рулевого как таковые запрещены законом, да и любой здравомыслящий человек поймет всю абсурдность таких изменений.
Радиатор оригинальный, правда сердцевина однозначно под замену. Но крылья безусловно радуют — они просто как новые! Удивительная сохранность металла. Правда, на них были установлены послевоенные габаритные огни, но это совсем незначительный недостаток.