Немецкая «Полуторка» Opel Blitz 2,5–32 из Норвегии
Традиционно "Полуторкой" у нас в стране принято называть автомобили ГАЗ-АА и ГАЗ-ММ, это название стало наиболее широко распространенным прозвищем для грузовиков этой марки. Часто так именуют и грузовики семейства ЗИС-5 грузоподъемностью 3 тонны — конечно же, это совершенно абсурдно и в корне не верно. Однако, на самом деле, "Полуторкой" может называться любой автомобиль грузоподъемностью 1.5 тонны. Грузовики такого класса были распространены в разных странах, даже на разных континентах. Исключением не стала и довоенная Германия — на заводах "Опель" наряду с массовым и более известным 3-х тонным Opel Blitz 3,6-36S выпускалась и полноценная "Полуторка" — Opel Blitz 2,5–32.
У мастерской Retrotruck уже был опыт по восстановлению оригинального 3-х тонного бортового грузовика Opel Blitz, и когда на севере Норвегии "всплыл" хоть и не ходовой, но довольно комплектный полуторатонный Блиц, раздумывать долго не пришлось — было принято решение выезжать за ним немедленно.
Кузов автомобиля сгнил и был разобран на месте, однако вся металлическая "фурнитура" сохранилась до наших дней.
Приборы на этом Опеле, так же как и оригинальные фары, были утрачены. Однако все навесное оборудование двигателя, мелкие детали шасси оказались на месте!
1,5–тонный Opel Blitz нашел широкое применение в Вермахте. Он снабжался 6-и цилиндровым верхнеклапанным бензиновым двигателем объемом 2,5 литра мощностью 53 л. с., 4-х ступенчатой коробкой передач, задними двускатными колесами, закрытой цельнометаллической кабиной.
В вермахте этот автомобиль использовался в качестве легкой бортовой машины для доставки небольших грузов, быстроходного транспортера личного состава, санитарного автомобиля, шасси для легких специальных надстроек и пожарного оборудования. Машин этой модели было построено около 10 тысяч единиц.
Этот Опель сохранился в такой хорошей комплектности благодаря нашему коллеге Эрику, который собирает и профессионально восстанавливает американские полугусеничные и колесные бронеавтомобили.
Загрузив Опель на мощный 3-х осный прицеп, мы решили не рисковать и не попадать на Мурманскую таможню — не совсем ясно как бы нас там встретили. Было решено следовать через Швецию и Финляндию — там мы ездили с подобной техникой "на хвосте" уже не раз.
Вес пустого автомобиля составляет 1,5 тонны – столько же, сколько и его грузоподъемность. Грузовик оказался очень удачным, однако достаточно сложным в ремонте и обслуживании. Большое количество таких автомобилей попало на дороги СССР в качестве трофейных, но «прожить» им было суждено недолго – уже к началу 50-х годов они активно заменялись новой советской техникой.
Из Стокгольма на Турку проплыли на пароме — первый раз за неделю пути удалось полноценно отдохнуть. В Норвегию мы ехали через Мурманск, дорога оказалась не из самых близких и простых.
Двери пришлось тщательно привязать ремнями — во время пути лобовое стекло буквально выпало на сидение, а правую дверь сдуло ветром! Причиной этому стал полностью истлевший деревянный каркас кабины.